Самолет задумывался как истребитель сопровождения, предназначенный для обеспечения действий бомбардировщиков берегового базирования. Необходимость такой машины остро проявилась во время войны с Китаем. Сформулированные в июне 1938 г. требования 13-Си предусматривали создание двухмоторного трехместного истребителя, по маневренности не уступающего одномоторному А6М, а по составу радиоаппаратуры и навигационного оборудования соответствующего бомбардировщикам. Вооружение, помимо 1 20-мм пушки и 2 7,7-мм пулеметов, стреляющих вперед, должно было включать ещё 4 таких же пулемета в дистанционно управляемых установках. В конкурсе приняли участие фирмы «Мицубиси» и «Накадзима». Проект первой был отвергнут из-за несоответствия требованиям по вооружению и маневренности — её специалисты считали, что создать двухмоторный самолет с маневренностью как у «Зеро» невозможно в принципе. Проект «Накадзимы», разработанный под руководством К. Накамуры, обещал большее соответствие запросам — по крайней мере, в части состава вооружения.
В декабре 1939 г. был готов макет самолета, получившего обозначение J1N1, и началась постройка прототипа. Но к тому времени задача сопровождения бомбардировщиков была решена — истребители А5М4 получили ПТБ, дальности нового А6М2 также вполне хватало для таких задач. Приоритетность создания J1N1 снизилась, и прототип впервые поднялся в воздух лишь 2 мая 1941 г. На нем стояли моторы «Накадзима» «Сакае» с противоположными направлениями вращения: правый NK1F «Сакае» 21 вращался вправо, а левый NK1G «Сакае» 22 — в противоположную сторону. Вооружение состояло из 1 20-мм пушки «тип 99 модель 1» и 2 7,7-мм пулеметов «тип 97» в передней части фюзеляжа, а также 4 таких же пулеметов в двух дистанционно управляемых башенках с гидроприводом, установленных на фюзеляже (угол горизонтального обстрела — по 60° вправо и влево, вертикального — от +60° до -5°).
Загрузка бомб в Накадзима J1N
Испытания, в которых участвовали ещё два прототипа и 6 предсерийных самолетов, продолжались до августа 1942 г. и показали, что J1N1 уступает А6М2 по всем показателям, кроме дальности. Но фронтовые испытания трех предсерийных машин в кокутае «Тайнань», сражавшемся на Рабауле, показали, что самолет вполне эффективен в качестве разведчика.
Впоследствии J1N1 был модифицирован в ночной истребитель. В общей сложности до конца октября 1944 г. завод в Коидзуми выпустил 486 самолетов, включая прототипы и предсерийные машины (35 до конца 1942 г., 150 в 1943 г. и 301 в 1944 г.). В системе кодов союзников обозначался «Ирвин».
Летно-технические характеристики самолетов J1N1-S (J1N2)
Двигатели: Накадзима NK1F
мощность, л.с.: 1130
Размах крыла, м.: 16,98
Длина самолета, м.: 12,20
Высота самолета, м.: 4,56
Площадь крыла, кв. м.: 40,00
Масса, кг:
пустого самолета: 4840
взлетная: 7010
Максимальная скорость, км/ч: 509
Время набора высоты 5000, мин.: 9’25»
Потолок, м.: 9400
Дальность полета, км.: (с ПТБ)2410 (3150)
Источник - airaces.ru