В 30-е гг. основным качеством для истребителей Императорской армии считалась высокая маневренность — даже в ущерб скорости. Самолет Ки-44 в этом отношении был нетипичным — при его проектировании ставилась задача обеспечить высокие скоростные характеристики. Концептуально машина задумывалась как истребитель-перехватчик, предназначенный для действий совместно с двухмоторными Ки-45: более скоростные Ки-44 должны были сковать противника боем, а подоспевшие Ки-45 -уничтожить вражеские бомбардировщики.
Проектирование самолета, равно как и Ки-43, фирме «Накадзима» поручили на безконкурсной основе, а работы по его созданию возглавил Т. Кояма. Согласно заданию, вооружение Ки-44 должно было состоять из 2 12,7-мм и 2 7,7-мм пулеметов. В качестве силовой установки конструкторы выбрали новый 14-цилиндровый мотор воздушного охлаждения «Мицубиси» Ха-41 (1250 л.с). Размеры планера максимально ужали — они были даже меньше, чем у Ки-27.
Первый прототип Ки-44.01 вышел на испытания в августе 1940 г., до конца года поднялись в воздух ещё две машины. Результаты испытаний были не очень обнадеживающими: самолет был очень строг в пилотировании, имел высокую посадочную скорость, но главное — максимальная скорость вместо требуемых 600 км/ч едва дотягивала до 550 км/ч. В то же время флотский самолет А6М1, незначительно уступая Ки-44 в скорости, имел такую же скороподъемность, гораздо лучшую маневренность, и к тому же — пушечное вооружение. Ки-44 подвергли нескольким раундам доработок, направленных на улучшение аэродинамики и облегчение самолета, что позволило, в конечном итоге, достичь скорости 616 км/ч. В таком виде машину уже можно было принимать на вооружение. Для расширенных испытаний построили четвертый прототип, а летом 1941 г. — 6 предсерийных машин.
Производство серийных самолетов началось в январе 1942 г. До конца 1944 г. на заводе в Ота изготовили 1226 экземпляров Ки-44 (включая прототипы и предсерийные машины). В системе кодов союзников этот самолёт обозначался «Тодзе».
Летно-технические характеристики самолета Ки-44 IA
Двигатель: Мицубиси Ха-41
мощность, л.с.: 1250
Размах крыла, м.: 9,45
Длина самолета, м.: 8,85
Высота самолета, м.: 3,12
Площадь крыла, кв. м.: 15,0
Масса, кг:
пустого самолета: 1994
взлетная: 2571
максимальная взлетная: 2886
Максимальная скорость, км/ч / на высоте, м.: 580/3700
Время набора высоты 5000, мин.: 5’54»
Потолок, м.: 10820
Дальность полета, км (с ПТБ): 925 (1720)
Источник - airaces.ru