Боевое использование самолётов Дуглас А-20 Бостон

Боевое использование самолётов Дуглас А-20 Бостон

Тут Вам оформят настоящий диплом кандидата наук любого образца - года

В ВВС Армии США поставки Дуглас А-20А в строевые части начались весной 1941 г. В 1942 г. началось развертывание групп «Бостонов» в Великобритании. Первой прибыла 15-я бомбардировочная АЭ, чьи экипажи приступили к боевой работе в июле, летая на самолетах, переданных англичанами. С ноября 1942 г. в Алжире воевала 47-я БГ, вооруженная А-20В. Со средины 1943 г. она действовала на Сицилии, а затем в континентальной Италии, постепенно перейдя от дневных налетов к ночным операциям.

В операции «Оверлорд» — высадке в Нормандии в июне 1944 г. — участвовали три группы A-20G/J (409-я, 410-я и 416-я), входившие в состав 9-й ВА. Помимо поддержки высадившихся войск, «Бостоны» привлекались для ударов по стартовым позициям самолетов-снарядов V-1. Осенью 1944 г. все три группы передислоцировались на территорию Франции. 410-я группа в сентябре 1944 г. участвовала в попытках помочь английским парашютистам под Арнемом, а затем все три группы бомбили укрепления «линии Зигфрида» на границе Германии. В декабре «Бостоны» принимали самое активное участие в отражении немецкого контрнаступления в Арденнах. К тому времени 416-я группа уже получила новые самолеты А-26, а 409-я начала их освоение.

На Тихоокеанском ТВД американские «Бостоны» дебютировали в августе 1942 г. в составе 89-й бомбардировочной АЭ, воевавшей на Новой Гвинее. Вплоть до конца 1943 г. она оставалась единственной частью с А-20 на этом ТВД. К началу 1944 г. «Бостонами» полностью укомплектовали 3-ю БГ, а затем к ней присоединились 312-я и 417-я группы. Самолеты использовались как штурмовики, нанося удары по наземным и морским целям. В конце 1944 г. все три группы перебросили на Филиппины. После уничтожения японских войск на архипелаге самолеты А-20 привлекались к налетам на Формозу. Последней частью, воевавшей на «Бостонах» на Тихом океане, была 417-я БГ, в августе 1945 г. передислоцированная на Окинаву. После окончания Второй мировой войны А-20 были быстро сняты с вооружения в США.

В СССР было отправлено 3128 самолетов «Бостон» различных модификаций. И хотя до места назначения дошло только 2917 машин, СССР стал крупнейшим эксплуатантом самолетов этого типа (в ВВС Армии США служило лишь около 2000 А-20). Поставки самолетов начались в конце 1941 г. Первым в мае 1942 г. в бой на Южном фронте пошел 794-й БАП, а летом 1942 г. на фронте воевали уже целые дивизии, укомплектованные «Бостонами» — 221-я на Юго-Западном фронте и 244-я на Кавказе. Состав последней довели до 5 полков и в таком виде она участвовала в Сталинградской битве. В предгорьях Кавказа на «Бостонах» воевала и 132-я БАД. С осени 1942 г. в СССР проводили планомерные доработки стрелкового вооружения поставлявшихся самолетов — на них устанавливали советские турели с 12,7-мм пулеметами.

К весне 1943 г. на советско-германском фронте насчитывалось около 400 «Бостонов», почти все на юге (163 — на Закавказском фронте, 108 — Юго-Западном, 101 — Северо-Кавказском, 24 — Южном). 221-я дивизия в июле 1943 г. принимала участие в сражении на Курской дуге. С 1943 г. «Бостоны» широко применились в морской авиации. В январе 1943 г. на них начал воевать 36-й БАП ВВС Черноморского флота, а вскоре этот тип самолета стал основным советским торпедоносцем. В этом качестве «Бостон» дебютировал летом 1943 г. в 9-м гв. МТАП ВВС Северного флота.

С середины года началась замена самолетов «Бостон» Mk.HI и А-20В/С новыми A-20G. Такие самолеты участвовали во всех крупных операциях завершающего этапа войны — Белорусской, Ясско-Кишиневской, Восточно-Прусской и других. Применялись они и в минно-торпедных полках морской авиации. По состоянию на 1 мая 1945 г. ВВС располагали 995 «Бостонами», из них 2/3 — модификации A-20G. В войне с Японией принимали участие A-20G ВВС Тихоокеанского флота (к началу августа флот имел 58 таких машин), бомбившие цели в Корее, а также около 30 А-20Н/К 903-го БАП, совершившего несколько боевых вылетов над Курилами. В дальнейшем в советских ВВС «Бостоны» эксплуатировались до начала 50-х гг., а в морской авиации — до 1953 г.

Великобритании в общей сложности было передано более 1550 «Бостонов», но из них лишь около 1240 служили в Королевских ВВС — остальные либо остались в США, либо сразу же были перенаправлены в СССР. Самолеты «Бостон» Mk.I использовались как учебные, а «Хэвок» Mk.I и Mk.II — в качестве ночных истребителей и охотников-блокировщиков аэродромов («интрудеров»). Первой модификацией, применявшейся как бомбардировщик, стал «Бостон» Mk.III. Осенью 1941 г. такими самолетами начали вооружать эскадрильи 2-й группы Бомбардировочного командования: 88-ю, 226-ю, затем 107-ю. Боевую работу они начали в феврале 1942 г., нанося удары по объектам на территории оккупированной Франции. 18 августа 1942 г. «Бостоны» поддерживали рейд на Дьепп, осенью совершили ряд налетов на цели в Голландии. Весной 1943 г. «Бостонами» вооружили 342-ю (французскую) АЭ. Эта часть, а также 88-я АЭ летали на «Бостонах» Mk.III, а затем Mk.IV вплоть до победы над Германией. В Северной Африке на «Бостонах» воевали южноафриканские эскадрильи — 24-я (с ноября 1941 г.) и 12-я (с марта 1942 г.), а с начала 1943 г. такими самолетами перевооружили 4 АЭ Королевских ВВС, действовавших в Тунисе, а затем в Италии вплоть до конца войны. Последние «Бостоны» в Британии сняли с вооружения в 1946 г.

ВВС Франции до начала немецкого блицкрига перевооружили DB-7 3 бомбардировочные группы, а ещё 2 находились на стадии переучивания. По состоянию на 10 мая 1940 г. в них насчитывалось 64 самолета. Все они дислоцировались в Северной Африке. В боевых действиях против Германии они приняли весьма ограниченное участие. На фронт отправили группы GB 1/19 и GB 11/19, совершившие первые боевые вылеты 31 мая. В тот день 12 DB-7B3 бомбили немецкие войска между Сен-Квентином и Перонной. До 14 июня 1940 г. было выполнено около 70 самолето-вылетов, после чего уцелевшие «Дугласы» вывели в Северную Африку.

В составе ВВС Виши осталось 4 группы DB-7B3 -GB I/32 и GB II/32 в Марокко, а также GB I/19 и GB II/61 в Алжире. Самолеты GB I/32 в конце сентября 1940 г. принимали участие в налетах на Гибралтар.

ВВС Свободной Франции в 1944-1945 гг. использовали доставшиеся от авиации Виши самолеты DB-7B3 и переданные британцами «Бостоны» Mk.IV в трех бомбардировочных группах.

69 DB-7 и А-20 получили Королевские австралийские ВВС. С осени 1942 г. на Новой Гвинее на таких самолетах воевала 22-я АЭ.

30 А-20К во второй половине 1944 г. получила Бразилия. В этой стране «Бостоны» эксплуатировались до 1955 г.

Самолет DB-7 стал родоначальником весьма удачного семейства легких бомбардировщиков А-20, успешно применявшихся на самых разных ТВД как против наземных, так и против морских целей. Высокие летные данные «Бостона» позволили создать на его основе несколько модификаций ночных истребителей, а мощное вооружение A-20G и Н — использовать их как штурмовики.

Американские конкуренты «Бостона» — бомбардировщики «Балтимор» и «Мэриленд» фирмы «Мартин» — существенно уступали ему в скорости, английский «Бленхейм» проигрывал не только в скорости, но и в бомбовой нагрузке. В советских ВВС «Бостон» считался лучше Пе-2, находясь на уровне Ту-2.

Источник - airaces.ru