Боевое использование самолетов Накадзима Ки-49

Боевое использование самолетов Накадзима Ки-49

До момента вступления Японии во Вторую мировую войну самолеты Ки-49 ещё не успели поступить в строевые части — до 31 декабря 1941 г. было выпущено только 29 машин. Первой частью, начавшей получать новые самолеты в феврале 1942 г., стал 61-й сентай, ранее летавший на Ки-21. В июне 1942 г. его передислоцировали на о. Целебес, намереваясь использовать для бомбардировок севера Австралии, но процесс переучивания чрезвычайно затянулся, и часть достигла боеготовности лишь к июню 1943 г. 20 июня 18 Ки-49 совместно с самолетами других типов бомбили Порт-Дарвин, при этом было потеряно 3 «Донрю», а ещё 2 — повреждено. С 4 сентября 1943 г. 61-й сентай участвовал в налетах на плацдарм противника у Лаэ (о. Новая Гвинея), в течение нескольких дней потеряв боеспособность. После этого 61-й сентай вывели для перевооружения. Кроме него, самолеты Ки-49-l получила лишь одна часть -74-й сентай в Маньчжурии.

Ввод в строй Ки-49-IIa осуществлялся гораздо быстрее: 7-й сентай получил эти самолеты в июне 1943 г., а уже в августе прибыл на полевой аэродром на о. Вевак и приступил к боевым действиям. Однако через несколько недель в части осталось только 6 «Донрю». Несмотря на получаемые пополнения, в январе 1944 г. 7-й сентай пришлось вывести на перевооружение. В декабре 1943 г. Ки-49-lla получили оба сентая, ранее летавших на Ки-49-I. Но если 74-й сентай продолжил спокойную службу в Маньчжурии, то 61-й бросили в бой на Новой Гвинее. С апреля 1944 г. он начал получать самолеты Ки-49-IIb с усиленным оборонительным вооружением.

В начале 1944 г. Ки-49-II получил 62-й сентай. С марта он воевал в Бирме, но уже в мае 1944 г. вследствие понесенных потерь был выведен на Филиппины для переформирования. Туда же прибыл и 74-й сентай, смененный в Маньчжурии вновь сформированным 95-м сентаем, также получившим Ки-49-II, а также 7-й сентай. В октябре 1944 г. большинство дислоцированных на Филиппинах «Донрю» были уничтожены вражеской авиацией на аэродромах в первые же дни высадки американцев. Уцелевшие самолеты действовали только ночью, а в декабре 1944 г. начали применять тактику камикадзе. Бои на Филиппинах практически закончили боевую карьеру Ки-49, хотя некоторое количество самолетов этого типа ещё участвовало в боях у Окинавы в апреле-мае 1945 г.

Самолет Ки-49 оказался неудачной машиной, не пользовавшейся популярностью среди пилотов. Бомбардировщик был перетяжелен для своих двигателей, а его летные качества лишь незначительно превосходили параметры предшественника — Ки-21. Кроме того, наземное обслуживание «Донрю» оказалось достаточно сложным и трудоемким.

Источник - airaces.ru