Мицубиси G4M

Мицубиси G4M

В сентябре 1937 г., практически сразу же после начала войны с Китаем, Управление авиации Императорского флота Японии издало спецификацию 12-Си к новому двухмоторному базовому бомбардировщику-торпедоносцу. Определяющим требованием был радиус действия — 4800 км в разведывательном варианте или 3700 — в ударном. Максимальная скорость самолета (с полной нагрузкой) должна была составлять не менее 398 км/ч, а боевая нагрузка — 1 торпеда массой 1055 кг во внутреннем бомбоотсеке или аналогичный по массе груз бомб. После обсуждения спецификации с проектировщиками, заказчик согласился на снижение требований по дальности, но поднял максимальную скорость до 420 км/ч.

Проектирование самолета первоначально возглавил инженер И. Хаттори, вскоре смененный С. Хондзё. Для машины выбрали схему моноплана со среднерасположенням крылом и весьма объемистым фюзеляжем, позволяющим не только поместить внутри довольно габаритную боевую нагрузку, но и создать относительно комфортные условия работы экипажа во время длительных полетов. Хвостовое оперение было однокилевым, шасси — убирающимся. На самолете очень широко применили электроприводы, более надежно работавшие в условиях больших высот и низких температур, чем имевшиеся в то время гидроприводы. В состав оборонительного вооружения, помимо обычных пулеметов, включили 20-мм пушки. В качестве силовой установки выбрали новые 14-цилиндровые двигатели воздушного охлаждения «Мицубиси» МК4А «Касей» 11 (1530 л.с).

Первый из двух прототипов G4M был облетан 23 октября 1939 г. Испытания прошли без особых проблем, но внедрение самолета в серийное производство задержалось — поначалу был признан приоритетным созданный на его базе тяжелый истребитель сопровождения G6M1. Однако сама концепция такой машины оказалась неудачной, после выпуска 30 самолетов работы свернули, и в декабре 1940 г. начался выпуск бомбардировщиков предсерийной партии (13 единиц), а в апреле 1941 г. выпустили первые серийные G4M1.

Общий объем выпуска, продолжавшегося вплоть до окончания войны, составил 2435 самолетов. В системе кодов союзников обозначался «Бетти».

Основные модификации самолетов Мицубиси G4M

G6M1 («эскортный истребитель морской тип 1») -первый серийный вариант. Двигатели «Касей» 11 (1530 л.с). Стрелковое вооружение — 4 20-мм пушки (по 1 в хвостовой, нижней и 2 боковых установках), 1 7,7-мм пулемет в носовой установке. С августа 1940 г. выпущено 30 самолетов, впоследствии переоборудованных в учебные G6M1-K и транспортные G6M1-L2.

G4M1 («бомбардировщик морской тип 1 модель 11») — двигатели «Касей» 11 (1530 л.с), с августа 1942 г. (с 406-го самолета) устанавливались моторы МК4Е «Касей» 15 с лучшими высотными характеристиками. Стрелковое вооружение — 1 20-мм пушка в хвостовой установке, 4 7,7-мм пулемета (по 1 в носовой, верхней и двух блистерных установках). Масса бомбовой нагрузки — до 1000 кг (1 торпеда или 1 800-кг либо 500-кг бомба, или же 4 250-кг либо 12 60-кг бомб. Бомбы калибром 500 и 800 кг, а также торпеды подвешивались в полуутопленном положении. Экипаж — 7 чел. До января 1944 г. изготовлено 1172 самолета.

G4M2 («тип 1 модель 22») — двигатели МК4Р «Касей» 21 (1800 л.с). Изменен профиль крыла. Стрелковое вооружение — 2 20-мм пушки (в хвостовой установке и верхней башне), 4 7,7-мм пулемета (в носовой установке, боковых блистерах и боковом окне). Размер бомбоотсека увеличен (возможна подвеска 2 500-кг бомб или 1055-кг торпеды нового образца). Экипаж — 7-8 чел. Первый из четырех прототипов вышел на испытания в декабре 1942 г., выпуск серийных самолетов начался в июле 1943 г. Помимо базовой модели (274 самолета) выпускались варианты «модель 22 Ко» с 20-мм пушками вместо пулеметов в боковых блистерах (5 единиц) и «модель 22 Оцу» с другой модификацией 20-мм пушки в верхней башне (150 машин). Общий объем выпуска составил 429 самолетов.

G4M2a («тип 1 модель 24») — двигатели МК4Т «Касей» 25 (1850 л.с). Стрелковое вооружение и бомбовая нагрузка аналогичны G4M2. Выпущено 713 самолетов, в т.ч. 14 базовой модели, 15 «модели 24 Ко» и 171 «модели 24 Оцу» со стрелковым вооружением как у «модели 22 Ко» и «модели 22 Оцу» соответственно, и 513 — «модели 24 Хей» (вооружение как у «модели 22 Оцу», но в носовой установке смонтирован 13,2-мм пулемет). Часть самолетов «модель 24 Оцу» и «модель 24 Хей» переоборудованы в носители пилотируемых самолетов-снарядов MXY7 под обозначением G4M2e «модель 24 Тей».

G4M3 («тип 1 модель 34») — перепроектировано крыло, хвостовое оперение и хвостовая стрелковая установка, усилена бронезащита. Применение протестированных топливных баков уменьшило их емкость, а, следовательно и дальности полета. Двигатели «Касей» 25. Стрелковое вооружение — 2 20-мм пушки (в хвостовой установке и верхней башне), 6 7,7-мм пулеметов (по 2 в носовой установке и боковых блистерах). Выпускались также подварианты «модель 34 Ко», «модель 34 Оцу» и «модель 34 Хей» с соответствующими изменениями вооружения. Общий объем производства, начавшегося в октябре 1944 г., составил 91 машину.

Летно-технические характеристики самолетов Мицубиси G4M1 модель 11

Двигатели: Мицубиси МК4А «Касей» 21

мощность, л.с.: 1530

Размах крыла, м.: 24,88

Длина самолета, м.: 19,97

Высота самолета, м.: 4,90

Площадь крыла, кв. м.: 78,125

Масса, кг:

пустого самолета: 7000

нормальная взлетная: 9500

максимальная взлетная: 12 500

Скорость максимальная, км/ч: 428

Потолок, м.: 9220

Дальность полета, км:

нормальная: 2850

максимальная: 4285

Источник - airaces.ru