Боевое использование гидросамолетов Аичи E13A в годы Второй мировой войны

Боевое использование гидросамолетов Аичи E13A в годы Второй мировой войны

С 1940 г. гидросамолеты Е13А1 служили на крупных артиллерийских кораблях Императорского японского флота — линкоре «Харуна», крейсерах «Атаго», «Тикума», «Кинугаса», «Кумано», «Майя», «Судзуйя», «Такао», «Тоне» и других. Помимо этого, они широко применялись в составе авиагрупп, приписанных к гидроавианосцам и гидроавиатранспортам «Титосэ», «Тиеда», «Камикава-мару», «Кимикава-мару», «Киёкава-мару», «Куникава-мару», «Саньё-мару» и пр.

Боевой дебют Е13А1 состоялся в Китае, когда осенью 1941 г. несколько самолетов этого типа участвовали в налетах на железную дорогу Кантон—Ханкоу, а также осуществляли прикрытие своих кораблей. 7 декабря 1941 г. четыре Е13А1 с крейсеров «Тоне», «Тикума» и «Кинугаса» выполнили воздушную разведку Пёрл-Харбора перед ударом японской палубной авиации. Но основной «вектор» боевого применения гидросамолетов был в первые месяцы войны направлен на юг. В частности, в состав соединения, выделенного для высадки десанта в Британской Малайе, включили три гидроавианосца — «Санъё-мару», «Сагара-мару» и «Камикава-мару». Один из Е13А1 с «Камикавы-мару» утром 7 декабря смог подбить британский гидросамолет «Каталина», впоследствии добитый японскими истребителями, — эта машина стала первой жертвой Королевских ВВС в войне с Японией. В последующие недели гидросамолеты Е13А1 обеспечивали поддержку десанта, вели разведку и осуществляли поисково-спасательные операции. Самолеты с «Камикава-мару» и «Санъё-мару» во второй половине февраля 1942 г. обеспечивали высадку десанта на о. Ява, сопровождая конвой на переходе и прикрывая плацдарм.

Экипаж Aichi E13A1 покидает гидросамолёт после приземления

С мая 1942 г. самолеты Е13А1 авигрупп «Камикава-мару» и «Киёкава-мару» воевали на Соломоновых островах. В дальнейшем именно в этом районе, лишенном развитой сети береговых аэродромов, наиболее интенсивно действовали японские гидросамолеты. Для их обеспечения сформировали соединение гидроавиации «R», включавшее четыре гидроавианосца. По состоянию на середину сентября 1942 г. в его составе (помимо гидросамолетов других типов) имелось 9 Е13А1: семь на «Титосэ» и два на «Санъё-мару». Гидропланы совершали вылеты на разведку, бомбардировку вражеских объектов, а иногда — и на отражение налетов вражеской авиации.

Другим районом, где широко применялись «Джейки», стала северная часть Тихого океана — Алеутские острова. По сравнению с другим распространенным гидросамолетом — «Мицубиси» F1A2 — Е13А1 с его закрытой кабиной и солидной дальностью полета оказался гораздо лучше приспособлен для операций в северных широтах. В частности, «Камикава-мару» и «Кимикава-мару» (в состав авиагруппы последнего входили 8 Е13А1) в июне 1942 г. участвовали в высадке на остров Кыска, организовав там гидроаэродром. Впоследствии Е13А1 (вместе с гидропланами других типов) постоянно базировался на Кыске вплоть до эвакуации японского гарнизона в мае 1943 г. Потери были достаточно серьезными, причем 60% приходилось на небоевые, вызванные суровыми погодными условиями. Пополнение же прибывало весьма неритмично, поэтому боеспособность северного соединения гидроавиации была относительно невысокой.

Камуфляжная окраска одного из Аичи E13A1.

Гидросамолеты Е13А1 с крейсеров принимали участие в сражениях у Мидуэя и в Коралловом море. Но с 1943 г. такие машины действовали главным образом с береговых баз. В частности, в затяжной и кровопролитной кампании на Гуадалканале Е13А1 не без успеха применялись как ночные бомбардировщики для нанесения «беспокоящих» ударов. В дальнейшем большую долю в боевых операциях Е13А1 занимало противолодочное патрулирование. В частности, в этом качестве применялись «Джейки» в составе 901, 932, 955-го кокутаев, а также кокутаев «Титидзима» и «Сасэбо». В конце войны отмечалось эпизодическое применение Е13А1 в качестве самолетов камикадзе.

Пять гидросамолетов Е13А1 в послевоенное время использовались французской морской авиацией в Индокитае. Входя в состав эскадрильи 8S, они совершали патрульные и связные полеты. Последний из них был списан после аварии в декабре 1947 г.

Один трофейный «Джейк» непродолжительное время служил в Королевских новозеландских ВВС.

Несколько экземпляров Е13А1 в 1943 г. японцы передали Таиланду, где они служили до конца 40-х гг.

Несмотря на слабое оборонительное вооружение, отсутствие бронезащиты экипажа и протектирования топливных баков, Аичи Е13А1 оказался весьма удачной машиной. Для применения в качестве разведчика неоценимой была его продолжительность полета, достигавшая 10 часов. Также самолет отличался достаточной надежностью и простотой в эксплуатации. В итоге Aichi E13A1 стал наиболее массовым катапультным гидросамолетом Имераторского японского флота.

Источник - airaces.ru