Аичи Е13А

Аичи Е13А

К ним обратился на справкой вызов на практику сделали быстро и качественно спасибо

История создания гидросамолета Aichi E13A служит хорошей иллюстрацией путаницы и неразберихи, порой царившей в авиационной отрасли Японии. В сентябре 1937 г. Управление морской авиации сформулировало требования 12-Си к новому двухместному корабельному катапультному разведчику, предназначенному для замены самолета «Каваниси» Е7К. В конкурсе приняли участие три фирмы — традиционных производителя гидросамолетов: «Аичи», «Каваниси» и «Накадзима». Их проекты получили обозначения Е12А1, Е12К1 и E12N1. Но едва успели конструкторы сделать первые наброски, как появились новые требования — под тем же шифром 12-Си, но к совершенно иному самолету: трехместному и с радикально увеличенной дальностью полета.

Проектирование такого гидроплана поручили тем же трем фирмам (Е13А1, Е13К1 и E13N1). Правда, трезво оценив свои возможности, конструкторы «Каваниси» решили сосредоточиться на трехместной машине, «Накадзима» — на двухместной, и лишь «Аичи» упорно продолжала проектирование сразу двух гидропланов. Разработка трехместного самолета осуществлялась под руководством К. Мацуо.

Аичи Е13А1 представлял собой цельнометаллический моноплан с низкорасположенным крылом, консоли которого складывались, поднимаясь вверх. Шасси — двухпоплавковое. В качестве силовой установки был выбран 14-цилиндровый мотор воздушного охлаждения «Мицубиси» «Кинсей» 43 (1080 л.с).

Прототип вышел на испытания в конце 1938 г. практически одновременно с двумя двухместными Аичи Е12А1. В ходе испытаний Е13А1 показал существенное превосходство над Е12А1, и в конечном итоге флот отказался от двухместной машины в пользу трехместной. Изделию Мацуо предстояло выдержать ещё один тур конкурса, где соперником выступал «Каваниси» Е13К1. По его итогам Е13А1 приняли на вооружение и запустили в серийное производство.

В общей сложности до 1945 г. изготовили 1418 самолетов Е13А1, в т.ч. 133 до 1942 г. на заводе «Аичи» в Фунаката, 48 — на 11-м арсенале морской авиации в Хиро в 1940-1942 гг. и 1237 — фирмой «Ватанабэ» (впоследствии «Кюсю») в 1942-1945 гг. В системе кодов союзников гидросамолёт обозначался «Джейк».

Основные модификации

Е13А1 («разведывательный гидросамолет морской тип 0, модель 1», позже «модель 11»-двигатель «Кинсей» 43 (1080 л.с). Стрелковое вооружение — 1 7,7-мм пулемет «тип 92» на верхней установке. Масса бомбовой нагрузки -250 кг (1 250-кг или 4 60-кг бомбы). Экипаж -3 чел. Основная и наиболее массовая модификация.

Е13А1-К — самолеты, переоборудованные в учебные с двойным управлением.

Е13А1а («модель 11а») — изменены поплавки, установлено усовершенствованное радиооборудование. Появился в ноябре 1944 г.

Е13А1b («модель 11b») — установлена РЛС обнаружения надводных целей.

Е13А1с («модель 11с») — противокатерный вариант с 20-мм пушкой «тип 99 модель 2» на подвижной установке, стреляющая вниз-вперед.

Несколько самолетов, не получивших особого обозначения, оборудовались детекторами магнитных аномалий для обнаружения подлодок, но это средство оказалось неэффективным — оно могло работать лишь при полете самолета на высоте не более 10 м над водой. Встречаются также упоминания о вариантах E13A1-S и E13A1a-S — импровизированных ночных истребителях.

Лётно-технические характеристики Аичи Е13А

Двигатель: Мицубиси «Кинсей» 43

мощность, л.с.: 1080

Размах крыла, м.: 14,50

Длина самолета, м.: 11,31

Высота самолета, м.: 4,70

Площадь крыла, кв. м.: 36,0

Масса, кг:

пустого самолета: 2642

нормальная взлетная: 3640

максимальная взлетная: 4000

Скорость, км/ч:

Максимальная: 375

Крейсерская: 220

Время набора высоты 3000 м, мин.: 6,1

Практический потолок, м.: 8730

Дальность полета, км.: 2100

Источник - airaces.ru