Самолет Каваниси N1K1 задумывался как поплавковый истребитель, а в конечном итоге стал одним из лучших японских истребителей сухопутного базирования.
Лучший поплавковый гидросамолет истребитель Японского флота Каваниси N1K1 Кефу
Проектирование велось в соответствии с заданием 15-Си с 1940 г. под руководством С. Кикухары. Требовалось создать гидросамолет, не уступающий по основным летным качествам колесным машинам.
В первоначальном варианте проект, получивший индекс К-20, сильно напоминал предыдущий гидросамолет фирмы «Каваниси» — разведчик E15K «Сиюн» (Фиолетовое облако), разработка которого под фирменным обозначением К-10 началась годом ранее. В частности, предполагалось применение принятых для Е15К решений — убирающихся подкрыльных поплавков, системы отстрела подфюзеляжного поплавка, позволяющей «в самом крайнем случае» увеличить скорость полета примерно на 100 км/ч, а также соосных винтов. Последнее решение сулило избавление от реактивного момента, возникающего при вращении винта и существенно затрудняющего взлет с воды. В остальном же самолет представлял собой вполне традиционный свободнонесущий среднеплан цельнометаллической конструкции (лишь для обшивки элеронов и рулей применялось полотно). Вооружение в соответствии с требованиями 15-Си состояло из двух 20-мм пушек «тип 99-1» в крыле и двух 7,7-мм синхронных пулеметов «тип 97» над двигателем. Для достижения приемлемых летных характеристик, сопоставимых с таковыми у колесных истребителей, потребовалось применить самый мощный из доступных двигатель — 14-цилиндровый мотор воздушного охлаждения MK4D «Касей 14» фирмы «Мицубиси», развивавший 1500 л.с.
Опыт эксплуатации прототипа Е15К вынудил конструкторов пойти на упрощение конструкции будущего истребителя, применив традиционное фиксированное трехпоплавковое шасси. Первый прототип был закончен постройкой на заводе в Нарио в апреле 1942 г., а 6 мая самолет впервые поднялся в воздух. Машина имела несколько менее мощный, по сравнению с проектным, двигатель МК4С «Касей 13» (1420 л.с.) и два двухлопастных соосных винта. Именно винты, а точнее — редуктор, оказались «самым слабым звеном» машины. На втором прототипе отказались от подобного решения ввиду низкой надежности, применив традиционный трехлопастный винт. Это привело к вполне прогнозируемым проблемам с реактивным моментом — на пробеге самолет сильно кренился. Но в воздухе машина показала себя прекрасно, и в августе второй прототип передали флоту для эксплуатационных испытаний, результаты которых в целом устроили заказчика. В конце 1942 г. К-20 был принят на вооружение.
С декабря 1941 г. разрабатывался вариант с колесным убирающимся шасси под обозначением Х-1. Он получил более мощный двигатель «Накадзима» NK.9 «Хомаре» с четырехлопастным винтом. Прототип такой машины испытывался с 27 декабря 1942 г. В общей сложности к марту 1944 г. построили лишь 88 поплавковых истребителей, а выпуск сухопутных машин Kawanishi N1K продолжался вплоть до конца войны и составил более 1400 единиц. Поплавковый самолет Каваниси N1K1 в системе кодов союзников обозначался «Рекс».
Летно-технические характеристики гидросамолета
Двигатель: Мицубиси МК4Е «Кэсей» 15
мощность, л.с.: 1530
Размах крыла, м.: 12,00
Длина самолета, м.: 10,56
Высота, м.: 4,75
Площадь крыла, кв. м.: 23,50
Масса, кг:
пустого самолета: 2752
взлетная: 3500
максимальная взлетная: 3712
Скорость, км/ч:
Максимальная: 480
Крейсерская: 325
Время набора высоты 5000 м., мин.: 5 минут 32 секунды
Потолок, м.: 10 560
Дальность полета, км.: 1650
Источник - airaces.ru